Архив

Татьяна МАМАЛЫГА «ВЕДОМОСТИ»

Нелегалы в «шашечку»

На весь Киев меньше тысячи таксистов имеют право возить пассажиров

Вызывая себе машину, никто из нас даже не догадывается, что зачастую едет не с таксистом, а просто с каким-то водителем дядей Васей, который никакой ответственности за пассажира не несет.

  СЮРПРИЗЫ СЕРВИСА Реклама различных служб такси полнится громкими обещаниями: «мы застраховали всех своих пассажиров», «с нами вы в полной безопасности»... Но, собравшись протестировать этот сервис на предмет дружелюбия, цен, вежливости, комфорта, общественная организация «Якість життя» обнаружила, что в Киеве практически нет рынка такси как такового. Сегодня по улицам столицы, по подсчетам людей, компетентных в транспортных делах, ездит около 15 тысяч оснащенных радиосвязью и хоть как-то оформленных машин. Еще как минимум столько же — просто «грачуют», не оборудуя и не оформляя свои машины под такси, не работая с диспетчерами. А ведь только лицензированные извозчики действительно могут и должны отвечать за безопасность своих пассажиров. Все же остальные «таксисты» — просто водители своих машин, на которые они могут прицепить что угодно: хоть рацию, хоть шашечку, хоть вообще ничего не цеплять! Об этом «ВедомостЯм» рассказал глава совета «Якості життя» Александр ЛАДЫГИН. ПРОСТО ВОДИТЕЛЬ Что же такое такси? По закону, если фирма хочет заниматься перевозками пассажиров в режиме такси, она должна получить общую лицензию плюс лицензионные карточки на каждую машину. Но в столице службы такси, работающие согласно закону, можно пересчитать по пальцам — ну максимум с десяток, по мнению Александра Ладыгина. Когда же он как представитель общественной организации попытался узнать официальную статистику в столичном управлении государственной автомобильно-транспортной инспекции (ГАТИ) Министерства транспорта, ему ответили, что такая информация — тайна. Таксисты подписывают договора с частными предпринимателями, фирмами, которые просто оказывают информационно-справочные услуги, следовательно, и ответственность «служб такси» находится в рамках лишь этих услуг. Ведь не только лицензированные таксисты подписывают такие договора, но и каждый желающий может это сделать. И, обзаведясь таким образом связью с диспетчером да купив «гребешок» на машину, обычные автолюбители занимаются извозом пассажиров. Причем немало из них, по словам г-на Ладыгина, сидят за рулем без элементарной профессиональной подготовки. И ответственность они несут только за нарушение правил дорожного движения. Почему же никто не контролирует этих нелегалов? «Столичное управление ГАТИ может проверять только тех таксистов, у которых есть лицензии и лицензионные карточки», — пояснил Александр Ладыгин. Остальные же выпадают из поля зрения этого органа. ВЕЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ Как поведал нам Александр Юрьевич, есть еще одна очень интересная и, по сути, несложная схема ухода от лицензирования. Регистрируется частный предприниматель и собирает вокруг себя как можно больше «таксистов». Предприниматель за определенную сумму выдает каждому «таксисту» бумажку, что, мол, вся документация находится на оформлении. Это «оформление» затягивается надолго: за определенную плату ЧП снова и снова меняет дату на документе, так что у водителя всегда при себе отмазка. Но даже если он вдруг попадается на глаза контролирующим органам, то частный предприниматель платит за него штраф, который, по словам Александра Юрьевича, составляет всего 1700 гривен. И продолжает ездить дальше. ЗАПУТАННАЯ ПРОЦЕДУРА Почему же так мало настоящих такси? «Сама процедура получения лицензии неоправданно усложнена и запутана, — считает Александр Ладыгин. — Вместо положенных 300 с копейками гривен за лицензию иногда нужно выложить до двух-трех тысяч». Большинство нелицензионных таксистов, полагает Александр Юрьевич, были бы совсем не против получить лицензии. Но для этого нужно упростить систему. Возможно, ввести недельные курсы подготовки таксистов. «А то сегодня любой парень, только вчера приехавший в Киев, 19 лет от роду, без опыта, но имея права, может арендовать машину и заниматься перевозкой пассажиров», — поясняет Александр Юрьевич.

ЦИТАТА

Александр Ладыгин,глава совета «Якості життя»:«Если водитель просит дополнительно заплатить за что-нибудь — свяжитесь с диспетчером. В 80—90% случаев это помогает — диспетчер сразу же решает вопрос с водителем в пользу клиента».