Архив

Станислав БОНДАРЕНКО«ВЕДОМОСТИ» Наталия ЛИЗОГУБ журналист

Бийма: романтик с острова любви

Исполнилось 60 лет первооткрывателю эротики на украинском ТВ

Имя кинорежиссера Олега Биймы хорошо известно почитателям телевизионного кино как на родине, так и за ее пределами. Не удивительно, что за этим киномаэстро закрепилось определение — «король украинского телесериала».

    Заслуженный деятель культуры Украины, лауреат Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, академик Евразийской телевизионной академии, член правления Национального Союза кинематографистов Олег Бийма сегодня возглавляет одну из лучших отечественных студий — Укртелефильм.     Имя его отца — Героя Советского Союза Ивана Биймы, который первым на танке ворвался в Берлин, записано во всех энциклопедиях о Великой Отечественной войне. Мама закончила консерваторию, владела прекрасным голосом — лирико-колоратурным сопрано. Ей пророчили блестящую карьеру, но свой талант оперной певицы она положила на алтарь семьи: родила четырех детей, из которых выжили лишь двое — Олег и его сестра. Именно мама привила Олегу любовь к музыке. В результате, когда сыну исполнилось всего 14, радиостанция «Юность» передала на весь Союз его первый концерт для фортепиано с оркестром — в авторском исполнении.      То, что Олег Бийма посвятил свою жизнь искусству кино, складывалось из целого калейдоскопа каких-то детских впечатлений и устремлений. С малых лет он ощущал себя «гуманитарным мальчиком»: музыка, кино, театр, актерство, живопись были ему гораздо ближе всех математик и физик.       В 17 лет Олег понял, кем хочет быть, выбрав то, в чем соединяется и актерство, и писательство, и музыка. Он решил стать режиссером. Вообще он убежден, что эту профессию нельзя приобрести  системой знаний. Режиссерами рождаются!      А непосредственным толчком к этому было 5 сентября 1965 года — скандальная премьера фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Юноша-десятиклассник пережил потрясение как от самого фильма, так и от событий, разыгравшихся там. В сущности, это и определило его последующую судьбу. Особенно запомнилось, как на сцену вышел Василий Стус и произнес: «Товарищи, в Украине начались массовые аресты интеллигенции...» и тут у поэта неожиданно пошла горлом кровь. Включили в зале сирену, кто-то стал кричать: «Провокатора со сцены!», люди топали ногами... «Я помню все так, как будто это было вчера, — рассказал Олег Бийма. — На меня, 16-летнего пацана, это произвело неизгладимое впечатление. Потом я уже смотрел фильм раз четырнадцать, и он мне никогда не надоедал, опять и опять я открывал для себя что-то новое».       Когда Бийма заканчивал 10-й класс киевской средней школы №87, был объявлен набор во ВГИК: курс набирал тогда Сергей Герасимов (к сожалению, для него он оказался последним). Во всех советских республиках отбирали самых талантливых, и из трех тысяч претендентов единственным из Украины для конкурсного вступления в ВГИК был приглашен именно Олег. Фактически, оставалось только собеседование с метром в Москве. Но, к сожалению, юноше пришлось остаться дома, потому что в это время произошли трагические для него события: разводились его родители, и он не мог оставить маму. Поступил в университет на факультет романо-германских языков и проучился там год.  Но уже точно решив, кем будет, на следующий год стал студентом режиссерского факультета Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. Его непосредственным учителем был заслуженный деятель искусств Владимир Небера.      «Если же говорить о заочных учителях, — признается Олег Бийма, — то, в первую очередь, это Параджанов: долгое время я, как и многие мои коллеги, находился под его влиянием. А еще любимым моим режиссером всегда был и остается итальянец Висконти. Он мне близок своим нервом».      Олег Бийма знает: в жизни не бывает ничего случайного. Не случайно же он попал на премьеру «Теней...», очевидно, не случайно однажды на Новый год с друзьями очутился и возле Русановского канала. Праздновали, пили шампанское. Олег поинтересовался, что в том возвышавшемся над берегом здании, а когда узнал, что это «Укртелефильм», неосторожно вымолвил что-то вроде: не дай Бог, оказаться там! И оказался. Пришел на студию в том же 1972-м — по окончании института. «Я всегда мечтал снимать сказки, а когда попал на студию, сразу же получил задание снять ленту о каком-то там съезде», — признается кинорежиссер. Тяжело было в те времена обходить «указания сверху», и все же Бийма искал хоть какой-то островок свежего и чистого воздуха под названием — «искусство».      В арсенале режиссера более 200 документальных, музыкальных, художественных лент, фильмов-спектаклей. Он создал бесценную киноантологию музыкального искусства Украины. Герои фильмов Биймы — феноменальные Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко, Гизелла Ципола, Дмитрий Гнатюк, Нина Матвиенко, хор Веревки... Художественный и профессиональный уровень фильмов Олега Биймы отмечен многими теле- и кинофестивалями. Призов и дипломов Всесоюзных и Международных фестивалей удостоены фильмы «Образы» (Е.Мирошниченко, 1978), фильм-опера «Лючия ди Ламмермур» (1980), «Расцветает рута-мята» (1981).      В тяжелые для национального кино 90-е годы Олег Бийма снял ряд фильмов по произведениям украинских писателей-классиков, которые не назовешь экранизациями в привычном понимании.   Через призму прошлого режиссер раскрывает свой взгляд на день сегодняшний, задаваясь вопросами: «Кто мы есть? Откуда и для чего пришли в этот мир? Какие моральные и духовные ценности исповедуем?». Эти вопросы встают в картинах «Голубая роза» по Лесе Украинке (1988), «Черная Пантера и Белый Медведь» (1990), «Грех» (1990) по Владимиру Винниченко (последний получил золотую медаль фестиваля телефильмов в Саратове, призы «За лучшую мужскую роль», «За лучшую музыку к фильму»). Телесериалы «Ловушка» (1993) и «Преступление со многими неизвестными» (1993) по Ивану Франко удостоены Национальной премии имени Тараса Шевченко. Будучи еще студентом, Бийма снял фильм о Рождестве с... эротическими сценами, за что был подвергнут обструкции на институтском «хурале». Однако Олег не расставался с мечтой изобразить любовь на экране, как он ее видит. И, возможно потому, через многие годы появился фильм Биймы «Остров любви» (1996) — первый украинский эротический сериал, который еще называют «украинским Декамероном». Он получил главный приз Первого телефестиваля «Золотая эра» (1997). Любовь в этих 10-ти фильмах, основанных на произведениях украинской литературы, предстает как многомерное явление. Любовь эта снята на редкость красиво, когда пикантные моменты не преобладают, хотя постоянно присутствуют.      В 2000-м году Олег Бийма согласился возглавить родную студию. Мотивация простая: Бийма творил здесь более 30 лет, изучил все изнутри и не мог не быть ее патриотом. Доведенную предыдущим руководством до банкротства студию удалось вытащить из долгов, притом практически без господдержки. За шесть лет на «Укртелефильме» было снято более 200 картин. Причем, каждая десятая получила награды на международных фестивалях и конкурсах. В последние два года студия пережила чрезвычайно трудные времена, отбивая рейдерские атаки и отстаивая в неравной борьбе свое право на существование (о чем не раз писали «ВЕДОМОСТИ»). Коллектив преданных работников во главе с его гендиректором Олегом Биймой выстоял, и сегодня «Укртелефильм» уверенно становится на ноги. А сам неугомонный мэтр по-прежнему преисполнен новых планов и идей. Одна из них — создание студии детских и юношеских фильмов, или, так сказать, омоложение «Укртелефильма».

«Я всегда мечтал снимать сказки, а когда попал на студию, сразу же получил задание снять ленту о каком-то там съезде», — признается кинорежиссер