Физическими и юридическими лицами проводится оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности в ряде случаев, связанных с необходимостью подтверждения права владения. Такие ситуации возникают при купле или продаже лицензии, подписании соглашения о передаче изобретения. Оценка происходит при передаче прав на соответствующие объекты в уставный фонд компании или заключении контракта об осуществлении совместной деятельности.

Идентичная необходимость возникает при определении размера убытков из-за незаконного применения интеллектуальной собственности. Организуется оценка при получении ссуды по залог или установлении базы налогообложения. Необходимость в проведении оценки возникает при оформлении страхового договора и определении цены паёв в процессе ликвидации, реорганизации компании.

Факторы при проведении оценки

Основная цель, с которой проводится оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности заключается в определении их рыночной стоимости с учётом основных факторов:

  • Правовой – надёжность и сроки действия охранной документации;
  • Расходный – какие были совершены расходы при создании объекта, его регистрации, рекламировании, страховании;
  • Доходный – какой ожидается экономический эффект при использовании объекта.


Начинается оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности с определения цели мероприятия и вида рассчитываемой стоимости. Выбирается метод и общий подход, в соответствии с которым будет проводиться мероприятие.

Подходы и методы при проведении оценки

Руководствуясь международными стандартами на Украине, используют следующие ключевые подходы:

  1. Затратный – подход связан с определением возможностей потенциального инвестора по покупке нематериального объекта. Руководствуются тем принципом, что покупатель не будет нести существенные издержки. Подход позволяет точно выявить расходы на создание объекта, определить его износ при наличии относительного равновесия на рынке между предложением и спросом. Проводится оценка несколькими методами: определение начальных трат, стоимость замещения, стоимость воспроизведения.
  2. Рыночный – определяет объективную стоимость при соответствующей насыщенности рынка. Реализуется посредством метода сравнительного прямого анализа продаж.
  3. Доходный - оценка осуществляется с учётом того, что потенциальный инвестор хочет получить прибыль. Используется несколько методов: дисконтирование, капитализация, освобождение от ежемесячных выплат при использовании продукта. Освобождение от выплат характерно для франшизы, когда владелец торговой марки избавляет франчайзинг от роялти.

Правильно проведённая оценка позволит определить реальную стоимость объекта в соответствии с действующим украинским законодательством и международными нормами. Применяемые методы помогают получить информацию о рыночной цене на текущий момент.