Уже в этом году водителей-нарушителей снова могут начать штрафовать в автоматическом режиме - если депутаты примут поданный на днях в Верховную Раду законопроект, узаконивающий так называемые "письма счастья", которые отменили четыре года назад, пишет Сегодня.

То есть фотокамера зафиксирует нарушение, потом в ГАИ сделают распечатку и вместе с админпротоколом о нарушении вышлют в адрес человека, на которого зарегистрирован автомобиль (если не он сидел за рулем, то в течение 10 дней должен сообщить об этом, предоставив доказательства).

Законопроект предусматривает, что штраф будет минимальным, а не максимальным. Если машина числится за организацией, то ее руководитель получит письмо с просьбой сообщить, кто был за рулем в таком-то месте и в такое-то время. По мнению одного из авторов законопроекта, народного депутата от Партии регионов Владимира Пилипенко, автофиксация самых распространенных нарушений ПДД (по данным ГАИ, на превышение скорости приходится до половины составляемых на водителей протоколов - ред.) дисциплинирует тех, кто за рулем, и пополнит бюджет. Ведь водители нередко откупаются взяткой в 50-100 грн, а это намного меньше суммы штрафа.

"По данным ГАИ Киева, где в тестовом режиме около года работают системы автофиксации, лишь одна из них за час зафиксировала 135 нарушений ПДД на сумму свыше 40 тыс. грн", - говорит Пилипенко.

Первый замглавы фракции Партии регионов в Раде Михаил Чечетов, уверен, что законопроект вскоре станет законом. "Автофиксация сделает наказание неотвратимым, это должно приструнить нарушителей и уменьшить количество жертв на дорогах. Главное, чтобы не страдали невиновные, как было ранее, когда людей штрафовали за чужие нарушения. Но сейчас техника стала более совершенной и четко определяет, кто нарушил. Закон примем, и деньги на его внедрение найдем", - заявил Чечетов.

Если автофиксацию узаконят, массовых рассылок "писем счастья" можно ждать не ранее 2015 года. Начальник Центра безопасности движения и автоматизированных систем МВД генерал Сергей Будник разъяснил, что сейчас проходят тестирование четыре системы автофиксации: китайского, украинско-словенского, голландского и немецкого производства. Выберут одну, исходя из соотношения "цена-качество". Стоимость одного комплекса пока неизвестна, но в России аналогичные обходятся в 100 тыс. долл. за штуку.

Мнения экспертов и водителей о возвращении автофотофиксации скорее негативные. "Она может использоваться лишь как вспомогательный метод. Представим ситуацию: автомобиль угнан, на нем скрывается преступник, естественно, он спешит, едет на красный, а ГАИ вместо того, чтобы его остановить, шлет квитанцию о штрафе хозяину машины, это абсурд. Также еще в 2010 голу Конституционный суд решил, что при автофотофиксации нарушается презумпция невиновности: владелец авто не должен доказывать, что за рулем был не он, а кто-то другой", - говорит юрист Алексей Святогор.

Пилипенко возражает: "Автомобиль - источник повышенной опасности, поэтому ответственность его владельца - европейская практика, подтвержденная решениями Европейского суда, а международные законы выше национальных".

Водитель Юрий Кузьмин опасается, что техника будет сбоить, а в базе данных компьютеров, оформляющих письма с уведомлением о штрафе, появятся ­ "неприкосновенные" номера, на которые штрафы не выпишут. А вот Владимир Смескин - за "письма счастья": "Мы от этого никуда не денемся. Но должны поставить знаки, предупреждающие, что нарушения снимают на камеру, тогда водители станут ­внимательнее".

Как сообщал MIGnews.com.ua, Госавтоинспекция Украины решила перенести запуск системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД на неопределенный срок. Запуск новой системы должен был состояться уже в январе 2014 года, но из-за отсутствия денег "письма счастья" пока возродить не удастся.